- Древнеарабская мифология
- Выделяется мифосознание домусульманской эпохи (1 тыс. до н. э.-- нач. VII в. н. э.). Наиболее определенным было мышление населения оазисов и государственных образований. Кочевые племена не имели зрелого мифа. Северные племена вступали в контакт с народами Сирии и Палестины, заимствуя у них многие моменты их культуры, письменности и мифосознания.
Сложился целый ряд форм сознания, которые были самостоятельными, но многое заимствовали друг у друга. Многие боги переходили из одной системы в другую в результате переселения или объединения племен. Так же как у иудеев, имя верховного божества считалось запретным.
Важная роль отводилась Луне и Венере. География Аравии способствовала тому, что солнце почиталось в роли грозного, наказующего бога. Можно выделить природных и производственных богов. Но из-за тайны имени и дублирования всех функций главным божеством, вспомогательных богов трудно выделить.
Считается, что в поздний период появляется единое верховное божество, которое носило синтетический характер (Аллах, демиург и отец богов). Оно выражало тенденцию к объединению различных этнокультурных и религиозных явлений. Многие моменты этих различных мифообразований перешли в мусульманство.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.